Талантливые люди - повсюду, но мы забываем об этом в круговороте запол-ненных делами и заботами будней. Оказывается, иногда даже представители самых опасных и мужественных профессий свободное время посвящают ис-кусству. Именно о таких людях хочется рассказать в преддверие 365-летия со дня основания пожарной охраны России. Генрих Лызлов служит спасателем в севастопольской пожарной части №6 с 2004 года. Уважает и ценит коллег, которые не раз выручали в опасные мо-менты. Мало кто знает, что у Генриха есть хобби – живопись. Вдохновлен-ный творчеством Айвазовского, пожарный с 16 лет пишет морские пейзажи, которые затем дарит своим близким друзьям. Мы побеседовали с художни-ком, узнали о его работе, творчестве и планах на будущее. - Когда вы начали писать картины?
- Я начал рисовать в 16 лет. В 2001 году окончил Центр технического творче-ства в Севастополе. Моя творческая специализация художник-оформитель и дизайнер. Я рисую исключительно для себя, для эмоционального удовлетво-рения. Обычно, картины я дарю близким людям или хорошим знакомым. Лишь некоторые оставляю себе.
- В каком жанре вы пишете? Какие материалы используете?
- Я маринист. В работе использую разные виды красок, иногда делаю графи-ческие рисунки в карандаше. Чаще всего пишу маслом на холсте или оргали-те. Такие картины дольше хранятся.
- Сколько картин вами написано?
-Точно не знаю, может быть 30 или 40. Не всегда хватает времени на творче-ство. Некоторые картины пишутся быстро, некоторые могут и несколько ме-сяцев простоять, и погода. Бывает, начнешь новый сюжет, а потом вдруг ос-танавливаешься на какой-то стадии и долго не возвращаешься к этой работе. Через некоторое время подходишь к такой картине и понимаешь, чего в ней не хватает. Добавляешь что-то, и получается вполне законченная работа. Над любой картиной можно трудиться очень долго. Наверное, не бывает та-кой стадии, когда полотно полностью завершено. Любой художник найдет что-то, что можно исправить, усовершенствовать. Творческие люди очень самокритичны. Посторонний человек посмотрит на работу и скажет, что она и так хороша, но я отвечу: «Подожди-подожди, это еще не всё».
- Есть ли у вас кумир среди живописцев?
- Я увлекаюсь творчеством Ивана Константиновича Айвазовского. Свои пер-вые работы писал, ориентируясь на его картины. Меня захватило рисование морских пейзажей и всего, что с ними связано. На картинах я изображаю волны, закаты, корабли, горы и скалы. Пишу я в основном по памяти, как делал и Айвазовский. Запоминаю разные детали: само море, как оно перели-вается и дрожит, все эти блики на воде, светлые и темные. Затем подбираю цветовую гамму. Обычно я использую небольшой «арсенал», буквально пять-шесть базовых цветов, из которых, при смешивании, получаю десятки оттенков.
- Пишете ли вы картины вне привычного жанра? Портреты, например.
- Вообще, я не портретист, но иногда рисую людей. Только по фотографии, не с натуры. Однажды близкий друг попросил меня нарисовать его с девуш-кой, в честь их годовщины. Я сделал графический портрет, используя лишь простой карандаш. Получилось очень красиво, другу понравилось, его де-вушке – тем более. У них до сих пор хранится эта работа. Мне сложно рисовать по чьей-либо просьбе. Важно чтобы желание шло от души. Если нет вдохновения, не будет и удовольствия от работы. А посколь-ку я пишу для себя, это очень важный аспект. Могу, конечно, изобразить лес или поле боевых действий, например, но это не принесет мне радости. Такое было только во время учебы, когда нужно было на оценку нарисовать, к при-меру, самовар, с точностью передав его построение и геометрию. Сейчас оценку себе ставлю только я сам, поэтому и рисую, что нравится.
- Проводились ли выставки Ваших картин? Где можно увидеть работы?
- Пожалуй, только близкие друзья знают, что я рисую. Выставок никогда не устраивал, но время от времени друзья из Центра технического творчества приглашают на творческие вечера и встречи. Среди моих товарищей есть и талантливые дизайнеры, и абстракционисты. Меня никогда не прельщала идея зарабатывать деньги с помощью творчест-ва. Почему-то не хочется продавать свои картины. Если я и начну когда-то писать картины в большом количестве, то наверняка буду оставлять их у себя. Возможно, когда-нибудь организую выставку. Я не осуждаю художников, которые зарабатывают, продавая свои картины. Наоборот, я испытываю к ним уважение. Люди преуспели в своем деле, они вышли на такой высокий уровень. Неплохо, когда у людей есть и творческое, и коммерческое начало. Меня просто к этому не тянет.
- Что Вас вдохновляет?
- Обычно, быт притупляет все чувства. Поэтому иногда возникает желание сходить куда-нибудь, увидеть что-то новое, получить свежие впечатления. Я люблю иногда съездить в другой город, сходить в музей или на какое-нибудь шоу. Нужен заряд свежих эмоций, чтобы взбодриться.
- Какие виды искусства Вас увлекают, кроме живописи?
- Еще у меня получается неплохо фотографировать. Иногда друзья просят меня поснимать важные события или праздники. Фотографии получаются хорошие: грамотно составленная композиция, правильная цветовая гамма, фон и ракурс. Видимо, художественное образование дает о себе знать
- Как творчество помогает в работе пожарного?
- Я стараюсь не смешивать творчество и работу, к которой отношусь с ува-жением и ответственностью. В службу спасения я пришел сразу после армии, в 2004 году. Здесь важно быть сильным духом. Ведь мы готовы каждую се-кунду выехать на ликвидацию возгораний разной сложности. За годы службы я выезжал на десятки пожаров, спасал людей, рискуя собственной жизнью. Вообще пожарные всегда рискуют собой ради других. Конечно, очень боль-шое значение имеет коллектив. Все вместе мы сталкиваемся с разными экс-тремальными ситуациями, поэтому знаем, насколько в нашей работе важна поддержка и помощь. Сегодня работа спасателя – главное для меня. Служба отнимает много сил и энергии. Но, несмотря на преданность работе пожарного, я стараюсь нахо-дить немного времени и для творчества.