Нормативное регулирование независимой оценки пожарного риска
С мая 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» введена новая форма подтверждения оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности - независимая оценка пожарного риска – аудит безопасности. Созданная нормативная правовая база в этой сфере позволяет осуществлять независимую оценку пожарного риска.
Создание системы независимой оценки рисков является одним из приоритетных направлений в деятельности МЧС России. Разработанная в соответствии с поручением Президента РФ и одобренная Правительством РФ Концепция создания системы независимой оценки рисков предусматривает модернизацию деятельности государственных надзорных органов, разработку нового порядка надзора на основании заключений независимых экспертных организаций.
Внедрение этой системы позволит решить следующие задачи:
- снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
- освободить органы пожарного надзора от контроля малозначимых объектов и сосредоточить их усилия на потенциально-опасных и социально значимых объектах с массовым пребыванием людей;
- получение руководством (владельцем) полной и объективной картины относительно уровня обеспечения пожарной безопасности на объекте;
- определить приоритетные направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем пожарной безопасности при большом количестве недостатков;
- снизить финансовые риски, связанные с возникновением пожаров. Воспользовавшись услугами экспертов, можно определить, каковы будут потери от пожара и каковы затраты на меры противопожарной безопасности. Возможно, просчитать пожарный риск и разработать стратегию дальнейших действий для того, чтобы защитить объект от пожара. Оценка осуществляется на основе математических моделей, разнообразных схем и логических цепочек. Во время оценки рассматриваются и противопоставляются друг другу имеющиеся опасные характеристики объекта, и системы противопожарной защиты, способные снизить опасность возгорания;
- учесть результаты оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциации в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечить прозрачность процедуры государственного надзора и как следствие предупредить проявления коррупции в этой сфере.
Собственникам объектов защиты, действующим законодательством, предоставлено право альтернативы в выборе одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а именно:
- традиционной формы государственного пожарного надзора (п. 3 части 1 ст. 144 123-ФЗ), требующего выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности;
- формы независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), согласно п. 2 части 1 ст. 144 123-ФЗ;
т.е. право выбора между государственной формой оценки соответствия и негосударственной
В соответствии с п. 48 Административного регламента министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, в случае поступления заключения независимой оценки пожарного риска до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения независимой оценки пожарного риска для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
- по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска.
Здесь важно учитывать, что независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.