Ответы на поступающие вопросы по докладам

1.  Могут ли органы МЧС проводить внеплановые проверки по обращениям и заявлениям, направленным в форме электронных документов?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 указанной статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификаци

2. Возможность прохождения дистанционного обучения мерам пожарной безопасности работниками организаций?

Обучение мерам пожарной безопасности проводится в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ) по утвержденным специальным программам.

Положениями приказа предусмотрено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и непосредственно в организации в зависимости от категории обучаемого.

Метод дистанционного обучения применяется только для теоретической части обучения мерам пожарной безопасности. Для практической части дистанционное обучение не может быть применено, так как в нее входят: работа с огнетушителем на модельном очаге пожара, тренировка использования пожарного крана, практическое ознакомление с системами противопожарной защиты организации, проведение тренировок по эвакуации людей и прочее.

3. В случае приостановки деятельности объекта (помещения) предусмотрена ли ответственность за срыв печати (пломбы). Как устранять нарушения, в случае если помещения опечатаны?

Ответ: Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена статьей 19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа до 500 рублей. 
Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН

4. Имеет ли право должностное лицо органа государственного пожарного надзора в ходе проведения проверки самостоятельно приостановить деятельность проверяемого объекта либо его части?

В соответствии с действующим законодательством таким правом государственные инспекторы по пожарному надзору при проведении проверок не обладают. Правом принятия решения о прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Кроме того, статьёй 27.16 КоАП РФ в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности, который заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. О временном запрете деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе. Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения

5. Определение ответственности руководителя организации и сотрудника, ответственного за пожарную безопасность?

Ответ: Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. При этом, наказанию могут быть подвергнуты как должностные лица, так и юридическое лицо, что, как известно, в разы увеличивает сумму штрафа. Руководитель учреждения и сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, признаются должностными лицами организации. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, пожарный инспектор может привлечь к ответственности как руководителя учреждения, так и сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, или обоих сразу. Чаще всего административное наказание назначают руководителю организации, поскольку сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда может самостоятельно выполнить требования закона. Например, он не может установить автоматическую пожарную сигнализацию, если руководитель не выделяет на это деньги. Вместе с тем не стоит забывать, что назначение административного наказания должностному лицу не освобождает от ответственности юридическое – и наоборот. То есть может сложиться ситуация, когда и сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, и руководитель, и юридическое лицо будут одновременно привлечены к административной ответственности.

6. Может ли быть составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении?

Ответ: В соответствие постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными;

7. Будет ли наложен штраф в случае отказа правонарушителя от подписи протокола и в случае его неявки на рассмотрение административного дела?

Ответ: В случае если правонарушитель отказался от подписи, то об этом делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ). 
При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст. 25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответственности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу

8. Исходя из чего, устанавливается величина налагаемого на правонарушителя штрафа?

Ответ: Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров. 
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

9. В какой срок и кому может быть обжаловано постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя?

Ответ: В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу. 
В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством;

10. Можно ли отсрочить или рассрочить исполнение постановление о наложении административного наказания, в части уплаты административного штрафа?

Ответ: При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные срок, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату административного штрафа на срок до одного месяца. 
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев;

11. Что такое административное приостановление деятельности?

Ответ: Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.  Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. 
Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток;

12. Имеет ли право государственный инспектор по пожарному надзору в ходе проведения проверки самостоятельно закрыть проверяемый объект либо его часть. 

Ответ: В соответствии с действующим законодательством таким правом государственные инспекторы по пожарному надзору при проведении проверок не обладают. Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. 
Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. 
В соответствии со статьей 27.16 Кодекса временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. 
Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. 
О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе. 
Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и не может превышать пять суток;

13. Какие права и обязанности в области пожарной безопасности имеют предприятия?

Ответ: ст. 37 закона «О пожарной безопасности» определены как права предприятий, так и их обязанности в области пожарной безопасности. 
Руководители организации имеют право: 
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; 
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; 
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; 
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; 
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. 
Руководители организации обязаны: 
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; 
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; 
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; 
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; 
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; 

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; 
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; 

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; 
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; 
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных;

11.  Кто, все-таки, несёт ответственность при аренде объекта или помещения объекта за исправность систем противопожарной защиты собственник объекта или арендатор?

Ответ: Этот вопрос уже задавали Министру МЧС России на публичных обсуждениях в Туле. В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества. Для обеспечения пожарной безопасности, ответственность сторон должна быть прописана в договоре аренды.

Сегодня, когда штрафы за нарушения установленных требований довольно ощутимы, от того, как составлен договор аренды в части, касающейся пожарной безопасности арендуемого помещения, зависит и то, кто будет нести ответственность, в том числе и материальную, за нарушение режимных мероприятий (содержание средств первичного пожаротушения, загромождение путей эвакуации), а кто за нарушение требований капитального характера (изменение объемно-планировочных решений, обустройство противопожарных преград, автоматические системы противопожарной защиты) при несоблюдении требований пожарной безопасности помещений.

Это касается не только проведения проверок, но и происходящих в арендуемых помещениях пожаров. Ведь никто не хочет расплачиваться за ошибки других, при установлении виновного лица.

12. Как и в связи с чем происходит повышение или понижение категории риска юридическим лицам при осуществлении госнадзора в области от чрезвычайных ситуаций?

Ответ: Пунктом 2 Приложения «Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска» к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1418, предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого и значительного риска, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного и низкого риска при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 20.5 и 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой проверке. Однако в соответствии с пунктом 3 Приложения «Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска» к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1418, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного и низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого и значительного риска при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 и 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.

13. В настоящее время при организации государственного надзора в МЧС России применяется риск-ориентированный подход, в связи с чем осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска, в зависимости от которой устанавливается периодичность плановых проверок. Как можно узнать к какой категории риска относится то или иное здание (помещение)?

Ответ: Правила и критерии отнесения проверяемых объектов к той или иной категории риска установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. Постановление о риск ориентированном подходе - это один из признаков наступления оттепели в сфере госрегулирования и надзора. Все проверяемые объекты в зависимости от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований подразделяются на 5 категорий риска.

На официальном интернет-сайте Главного управления в разделе «Надзорная деятельность» размещен Перечень объектов, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков.

Если в данном Перечне Ваш объект отсутствует, значит, он отнесен к категориям среднего, умеренного или низкого риска.

Для уточнения категории риска необходимо направить соответствующий запрос в Главное управление и в течение 15 рабочих дней с даты поступления запроса, будет подготовлен и направлен ответ заявителю о присвоенных объектам категорий риска.

14. При поддаче документов на получении лицензии, в каких случаях можно получить отказ?

Ответ: Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

15. Вопрос: Проводятся ли плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства?

Ответ: В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

16. Имеет ли право инспектор ГПН провести плановую или внеплановую проверку объекта защиты, например, склада, если до этого её провести было невозможно из-за отсутствия законного представителя?

Ответ: В соответствии с пунктом 60 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, должностное лицо органа ГПН составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причины невозможности её проведения. В течение трёх месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов защиты плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

17. Как в целях применения при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны риск ориентированного подхода происходит отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска. Какие категории риска предусмотрены. Периодичность проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Ответ: В соответствии с пунктом 14 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, в целях применения при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска согласно приложению к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305.

Согласно пункта 1 Приложения «Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска» к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

-  деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска - деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска - деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 15 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 2 года;

- для категории значительного риска - один раз в 3 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

18. Вопрос: В каких случаях предусмотрено повышение или понижение категории риска юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны?

Ответ: Пунктом 2 Приложения «Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска» к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого, значительного и среднего рисков, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого рисков при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой проверке. Однако в соответствии с пунктом 3 Приложения «Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска» к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года №305, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного, среднего и низкого рисков, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего рисков при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.

19. Какие организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования?

Ответ: Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Данное требование регламентировано п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России № 999 от 23.12.2005.

20. На каких организациях создаются локальные системы оповещения?

Ответ: Локальные системы оповещения создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Основанием для его требования является п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

21. Вопрос: При поддаче документов на получении лицензии, в каких случаях можно получить отказ?

Ответ: Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

22. Правомерно ли относить арендуемые помещения в зданиях торговых центров к самостоятельным объектам защиты?

Ответ: В отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок.

Указанные особенности в отношении федерального государственного пожарного надзора установлены статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Так, предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 04 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объектом защиты являются здания, сооружения, транспортные средства, технологические устройства, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Одновременно, пунктом 43 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 установлено, что планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей отсеков, частей здания, зданий и сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого правообладателя. При этом период проведения проверок должен быть единым для всех правообладателей, осуществляющих деятельность на таком объекте защиты.

На основании изложенного, проверка в отношении арендуемых помещений как самостоятельных объектов защиты, в том числе в торговых центрах, неправомерна.

23Как проводится внеплановая проверка объекта защиты, на который в орган государственного пожарного надзора поступило из соответствующей экспертной организации заключение о независимой оценке пожарного риска?

Ответ: Если при наличии предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара и в период проведения внеплановой проверки исполнения предписания выполнена независимая оценка пожарного риска (далее - НОР), аккредитованной в добровольном порядке организацией, или представлен расчет пожарного риска, должностное лицо органа государственного пожарного надзора осуществляет проверку расчета пожарного риска и выполнение предписываемых мероприятий, предусмотренных противопожарным режимом. При этом учитываются следующие положения: в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» независимая оценка пожарного риска осуществляется с целью подтверждения соответствия объекта защиты только требованиям 123-ФЗ, при этом рассмотрение вопросов соблюдения противопожарного режима на объекте защиты в рамках НОР не предусмотрено. Проверка расчета оценки пожарного риска, согласно пункту 63 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, осуществляется на предмет соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе обследования объекта защиты. Кроме того, проверяется выполнение требований, установленных Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». в случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, на основании пункта 63 и пункта 75 вышеназванного Административного регламента, внеплановая проверка и контроль выданного предписания осуществляется в полном объеме.

24. Допускается ли составление акта проверки в один день с протоколом об административном правонарушении?

Ответ: Общераспространенным мнением органов судебной власти является, что ни Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не устанавливают такого требования, что протокол об административном правонарушении не может быть составлен в один день с актом проверки.Это не является нарушением Федерального закона № 294-ФЗ. Тот факт, что протокол об административном правонарушении составлен до того, как лицо ознакомилось с актом проверки и смогло представить возражения на акт проверки, не может быть основанием для признания действий административного органа незаконными, если имелись достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении.

25. Учет при планировании проверок, проведенной в отношении объекта защиты независимой оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности)?

Ответ: В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами государственного пожарного надзора осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой опасности.Таким образом, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора заключения о независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки, с момента окончания последней плановой проверки, ввода.

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8692) 65-54-10
Приемная
+7(8692) 65-55-10
Единый «телефон доверия»
gu.sev@92.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)